Арбитраж WebMoney
    Среди всех платежных Интернет-систем WebMoney Transfer (WMT) обладает наиболее развитой системой разрешения споров между участниками системы – так называемый Арбитражный сервис. Конечно, до полноценной судебной системы им очень далеко, да и наш собственный опыт общения с этим сервисом имеет негативный оттенок. Но, тем не менее, это лучшее из того, что есть на сегодняшний день на просторах Рунета и заранее отказываться от использования его возможностей не стоит.

    Большинство обывателей считает, что Интернет и реальный мир – принципиально несовместимые понятия. В реальном мире вы, совершая сделку, получаете на руки договор с подписью и печатью, накладную, гарантийный талон, квитанцию, чек и т.д. Если оказывается, что ваши права при этом каким-то образом были нарушены, вы пишите исковое заявление и несете эти документы в суд. Суд принимает решение: кто прав, - и обязывает виновного исправить нарушение.

    Другое дело – Интернет. В Интернете ничего этого нет: нет бумаги с печатью, которую можно отнести в суд, нет самого суда, да и кто ваш обидчик – зачастую выяснить невозможно. А потери, между тем, вполне реальны. И именно это обстоятельство привлекает массу Интернет-мошенников и отпугивает добропорядочных участников Интернет-расчетов.

    Одна из стратегических задач, которую поставила перед собой система WMT - разрушить сложившийся стереотип, убедить клиента, что WMT по своей надежности ни в чем не уступает банку и ей смело можно доверять свои деньги. Одна из важнейших составных частей этой задачи: предоставление Арбитражного сервиса – электронного аналога реальных судов.

    Что же представляет из себя Арбитражный сервис системы WebMoney Transfer? Написано на эту тему достаточно много. Можете, например, проштудировать сайт owebmoney.ru. Мы же предлагаем небольшой обзор, выделяя основные (на наш взгляд) вещи.

    Арбитражный сервис предоставляется на сайте http://arbitrage.webmoney.ru. Сайт содержит информацию описательного и справочного характера, электронные формы для подачи претензий и исков, а также предоставляет возможность просмотра претензий (своего рода досье благонадежности) по идентификатору (WMID) конкретного пользователя, либо по имени сайта. Некоторые функции арбитражного сайта доступны только авторизованым пользователям (для этого необходимо быть клиентом WMT, запустить свой WM Keeper и пройти авторизацию на сайте). Однако большинство возможностей Арбитражного сервиса доступны любым пользователям Интернета и этими возможностями надо уметь пользоваться всем.

    Перед тем, как отправить деньги в какое-нибудь новое казино (обменник, магазин, инвестиционный проект и т.д.), найдите на его сайте WMID владельца. Как правило, эта информация легко доступна в виде логотипа с линком типа: «Мы принимаем WM» или «Проверить аттестат WM». По этому линку (или самостоятельно по ссылке http://passport.webmoney.ru/asp/certvie … 999999999, где вместо 999999999999 надо указать интересующий вас WMID) вы можете просмотреть всю информацию, которую открыл для просмотра о себе владелец WMID и сверить ее с данными сайта. Если вы вообще не находите на сайте информации о WMID владельца, то это уже достаточный повод серьезно задуматься о его благонадежности.

    При изучении персональных данных своего потенциального партнера особое внимание обратите на тип аттестата. Если это аттестат псевдонима, то значит владелец WMID при регистрации не указал о себе никаких данных. Отправлять деньги таким партнерам крайне рисковано. Если у вашего потенциального партнера формальный или начальный аттестат, то значит регистрационные данные указаны, но никем не проверены и могут не соответствовать действительности. Если ваш партнер имеет персональный аттестат, аттестат продавца или регистратора, то значит он лично был в одном из представительств WMT и его реальные паспортные данные были сверены с регистрационными. Такой аттестат вызывает намного больше доверия, хотя, конечно же, не дает 100%-й гарантии от «кидка».

    Заслуживает внимания и параметр «Бизнес уровень [Business Level]». Это интегральный параметр, учитывающий насколько часто и много денег проходит через счет владельца, а также наличие претензий/отзывов. У начинающих пользователей бизнес-уровень равен 0, у крупных Интернет-предпринимателей достигает нескольких сотен и даже тысяч.

    При изучении остальных данных обращайте внимание на значение пометки «проверено/не проверено». У владельца персонального (и выше) аттестата должны быть «проверены» ФИО, место жительства, паспортные данные. Если какие-то из этих данных имеют пометку «не проверено», значит они изменялись владельцем после получения аттестата.

    Наконец, даже если у вашего партнера закрыты все персональные данные, вы можете определить, на кого зарегистрирован WMID – на юридическое или частное лицо. У юридического лица в самом начале должен присутствовать параметр «На основании чего действует», а далее – целый раздел «Информация об организации». У частных лиц эти параметры вообще отсутствуют.

    Со страницы персональных данных по гиперссылке «Проверить наличие претензий или отзывов в арбитраже» вы попадете на сайт арбитража и сможете увидеть арбитражное «досье» своего партнера. Сюда же вы можете попасть непосредственно по ссылке https://arbitrage.webmoney.ru/asp/claim … 9999999999 (указываете конкретный WMID). Можете также проверить наличие претензий/отзывов на сайт партнера по ссылке https://arbitrage.webmoney.ru/asp/claim … e_name.ru/ (указываете полное имя сайта). Заметим, что претензии/отзывы на WMID и претензии/отзывы на сайт друг друга не дублируют: претензия может быть видна при поиске по WMID, но не видна при поиске по имени сайта, и наоборот.

    Таким образом, на странице претензий/отзывов вы увидите все претензии, оставленные на владельца данного ресурса, за все время его работы. На основании данной информации можно сделать определенные выводы. Но надо помнить о двух вещах, которые не афишируются популяризаторами WebMoney, но которые имеют место в реальной жизни. Первая. На владельца персонального (и выше) аттестата претензию/отзыв может подать только владелец персонального (и выше) аттестата. Так что отсутствие у казино (магазина и т.д.) претензий вовсе не значит, что на них никто не обижен. Возможно, что обиженные есть, но они просто не смогли подать претензию. Есть некоторая дискриминация по «аттестационному признаку» и при подаче исков. Вторая. Претензию/отзыв может удалить работник арбитражного сервиса. К огромному сожалению, у арбитража есть свои любимчики (мы с этим столкнулись), на которых бесполезно подавать претензии. Эти претензии исчезают, как только попадают на глаза работнику арбитража. «Вычислить» такую ситуацию можно: у любого WMID (или интернет-сайта) после подачи первой же претензии/отзыва на странице-досье появляются строчки «Дата первой претензии (отзыва)», «Дата последней претензии (отзыва)». Даже если претензия потом «исчезнет», эти строчки останутся. Можете, в качестве примера, посмотреть досье на WMID 023577394182 и сравнить со своим собственным досье. Впрочем, этот глюк могут когда-нибудь убрать.

    Подача претензий/отзывов совершенно бесплатна и производится прямо со страницы-досье. Подать претензию/отзыв может любой пользователь Интернета, даже если он не является клиентом WMT. Это безусловный «плюс» системы (но не всегда работающий, как мы уже отмечали). Претензии/отзывы сразу становятся доступными для просмотра всем желающим. Принципиального различия между претензией и отзывом нет, и то и другое носит чисто информативный характер. Единственное различие: претензия автоматически понижает бизнес-уровень, а отзыв – повышает. Все претензии/отзывы в течение не более чем 7 дней проверяются работником арбитражного сервиса. Если он сочтет претензию достаточно веской, то может (бесплатно) предпринять к обидчику предусмотренные меры воздействия (предупреждение, блокировка счета, закрытие счета, передача контроля над счетом пострадавшему). Может ничего не предпринимать. Может удалить претензию/отзыв как необоснованно порочащую солидного клиента.

    Иск представляет собой намного более серьезную форму борьбы за справедливость, чем претензия. Подача иска платная: 10% от суммы иска, но не менее 7$ и не более 200$. Этот арбитражный сбор уплачивается истцом при подаче иска и, независимо от исхода рассмотрения, не возвращается и не компенсируется за счет ответчика. Подать иск может только клиент WMT и только на клиента WMT, с которым он имел WM-транзакции (проще говоря – только на того, кому вы платили деньги через WebMoney). Срок рассмотрения иска – 1 месяц, рассматривает иск коллегия из трех Арбитров. На момент написания этого обзора в WebMoney всего имелось 5 Арбитров, одного среди них выбирает истец, второго – ответчик, третьего – сама система WebMoney. Руководствуются Арбитры нормативными документами WebMoney (Кодекс системы, Соглашение о трансферте, Регламент Арбитража и т.д.), международными законами и собственными убеждениями. Допустимые поводы для иска: невыполнение условий торговой сделки, опротестование несанкционированного платежа, претензия на владение WM-идентификатором (проще говоря – вам не вернули деньги или не поставили оплаченный вами товар, либо кто-то украл у вас пароль и потратил ваши деньги, либо кто-то украл у вас файл ключей и завладел вашим WMID’ом). Допустимые варианты решения: отказать в иске, обязать ответчика выплатить истцу указанную сумму, вернуть истцу контроль над украденным WMID’ом, передать истцу контроль над WMID’ом ответчика, отказать ответчику в дальнейшем обслуживании. В последнем случае ответчику предоставляется возможность вывести остаток денег со своего WM-счета на обыкновенный банковский счет.

    Подача иска производится через отдельный пункт меню на сайте арбитража. Рассмотрение иска происходит подобно обычному судебному заседанию, но виртуально-письменно, в специально выделенной для этого странице на сайте арбитража. Стороны спора дают свои пояснения, представляют доказательства, отвечают на вопросы арбитров, ведут дебаты. Рассмотрение иска ведется публично, но любая из сторон может заявить ходатайство о закрытом рассмотрении. Для подачи иска, участия в процессе рассмотрения и даже просто просмотра материалов необходима авторизация на сайте арбитража, таким образом всеобщей доступности иск не имеет, в отличие от претензий.

    Какой-то обязательной канонической формы для претензий и исков не существует. Те параметры, которые являются обязательными (WMID истца и ответчика, тип и сумма иска, назначаемый Арбитр), заложены непосредственно в электронную форму для подачи и пока вы их не укажете, подать ничего просто не сможете. Остальное можете писать как хотите, руководствуясь здравым смыслом. Помните также о технических ограничениях сайта: претензия/отзыв не может превышать 4000 символов, иск – 5000 символов. Ограничение это неприятное, для простейших текстов этих пределов вполне хватает, но для более сложных – уже нет. В этом случае полный текст надо дублировать на arbitrage@webmoney.ru либо выкладывать где-либо в Интернете и в форме для подачи претензии/иска давать ссылку. То же самое придется делать с приложениями и доказательствами (скриншоты и т.д. и т.п.). Еще одно обнаруженное нами ограничение: если вы заявили претензию (и ее не удалили), то следующую претензию на этот же WMID вы можете подать не ранее, чем через 15 дней.

    Всевозможные претензии/отзывы и публичные иски, подаваемые разными учасниками WMT, вы можете посмотреть через сайт Арбитража («Топ-20 претензий», «Иски, рассматриваемые публично» и т.д.). Но с чисто юридической точки зрения эти претензии/иски в большинстве случаев далеки от идеала. В нашем разделе «Арбитраж» вы можете посмотреть наши собственные примеры претензий и исков, возможно они более подойдут вам в качестве образца.

    Рекомендуем также почитать некоторые дискуссии на «околоарбитражные» темы: http://owebmoney.ru или http://forum.webmoney.ru. Эти материалы помогут вам лучше представить реальную практику работы Арбитражного сервиса WebMoney.